В указанном письме ФНС считает, что налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов, если сделка была реальная, поставка товаров была осуществлена и товары были проданы или использованы в производстве. В этом письме налоговым органам указано исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок.
Если нет доказательств согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и указать на те моменты, которые свидетельствуют о нереальности поставок товаров (работ, услуг).
В письме ФНС также отмечено, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия.
ФНС России считает, «что налоговые органы должны исследовать: отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и т.п., так как недобросовестные действия по выбору контрагента, повлекшие невыполнение операций контрагентом, могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды».
Как проверить контрагента на недобросовестность, также можно узнать в данном письме ФНС.