Прием работника, порядок трудоустройства

Автор
Гузалия Витвинова
Ведущий эксперт

Нужно устроить работника, что делать?

Итак, вы нашли нужного вам работника. Как принять на работу, как заполнить трудовую книжку, как составить договор, если нет знакомого опытного работника отдела кадров или главного бухгалтера? Рассмотрим подробно все нюансы трудоустройства.

Медицинское обследование

Если ваша деятельность будет относиться к пищевой промышленности или общественному питанию и торговле, то до приема на работу кандидат на принимаемую должность должен пройти медосмотр. Вне зависимости от деятельности медосмотр проходят лица, возраст которых менее 18 лет.

Оценка труда или аттестация рабочих мест

До 2014 года зачастую аттестацию рабочих мест офисных работников не проводили малые предприятия и ИП. Начиная с 2014 года проводить и, соответственно, нести расходы по оценке условий труда обязаны все работодатели: ООО и ИП. Данная норма введена Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно данному закону «специальная оценка условий труда» нужна для:

  1. Обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  2. Установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций для сотрудников;
  3. Проведения предварительных и периодических медосмотров;
  4. Установления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ;
  5. Расчета скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на «травматизм»
  6. Подготовки статистической отчетности об условиях труда»;

Трудовой договор и договор гражданско-правового характера

Иметь штатное расписание не обязательно. Но если график работы на вашем предприятии отличается от 8-ми часового дня, то нужно составить штатное расписание. И тогда в трудовом договоре указывается «оплата согласно штатному расписанию».

Трудовой договор между работником и работодателем составляется в письменной форме. В трудовом договоре обычно отражается:
испытательный срок, место работы сотрудника, его обязанности, размер зарплаты, режим труда и отдыха, и другие условия и обязательства, которые не должны противоречить Трудовому кодексу.

Трудовой договор может быть заключен на определенный срок: контракт, срочный договор, применяется на госслужбе.
Чаще всего в коммерческих организациях трудовой договор заключают на неопределенный срок, то есть бессрочный.
Трудовой договор составляется в двух экземплярах, с подписями, один- работнику, другой работодателю.

Организации и ИП могут нанимать физических лиц на работу не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому договору. В чем выгода договора гражданско-правового характера? Не надо платить больничные и отпускные, а вот отчисления в ФСС платить придется и удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет тоже нужно. Такой договор должен иметь конечный результат труда, в противном случае он может быть переквалифицирован в трудовой. По гражданско-правовому договору все условия оговариваются точно также как по трудовому договору.

Скачать пример трудового договора в формате .docx (word)

Нужны ли должностные инструкции?

Из практики следует, что ни должностные инструкции, ни должностные обязанности организации и ИП не составляют, а зря. Ведь если их составить, то между работником и работодателем не будет недоразумений. Работник должен расписаться на двух копиях должностных инструкций: один –работнику, другой работодателю.

Нужны ли правила внутреннего трудового распорядка?

Правила внутреннего трудового распорядка – это очень важный документ работодателя, как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя. Инспекция по труду запрашивает их при любой проверке, поскольку в этом документе оговорены основные вопросы трудового распорядка организации. Важно с этими правилами знакомить работников под роспись.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Если у организации или ИП есть склады, магазины и др., то с работниками данных подразделений составляется договор о полной индивидуальной материальной ответственности (далее МО). На рабочих местах должны быть созданы условия для хранения денег и других ценностей.

В договоре прописываются обязанности работника, такие как:

  1. Полная материальная ответственность за недостачу имущества и его ущерб;
  2. Бережно относится к имуществу;
  3. Сообщать обо всех угрозах сохранности имущества;
  4. Вести учет и отчетность о состоянии имущества;
  5. Принимать участие в инвентаризациях, проверках сохранности имущества работодателя.

В договоре оговариваются и обязанности работодателя, к примеру:

  1. Своевременно знакомить Работника с законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;
  2. Создавать Работнику условия для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
  3. Проводить в установленном порядке инвентаризацию, проверки сохранности и состояния имущества.

В договоре уточняется, что размер ущерба, причиненного работником работодателю, определяется в соответствии с действующим законодательством. Но если вина работника не доказана, то он не несет ответственности за материальный ущерб.
Договор действует с момента подписания до окончания трудового договора с работником на данном рабочем месте.
Как правило, договор составляется в двух экземплярах: один для работника, другой для работодателя. Подписывается договор обоими сторонами.

Трудовой договор и Договор о МО регистрируется в книге регистрации таковых. Работник расписывается в ней о получении Трудового договора и Договора о МО.

Как принять работника на работу?

Существует простое правило, чтобы принять работника на работу, он должен написать заявление.

Скачать пример заявления о приеме на работу в формате .docx (word)

Приказ о приеме работника на работу

На предприятии отделом кадров (при наличии) издается Приказ о приеме на работу по форме Т-1 или №Т-1а. После подписания трудового договора подписывается Приказ о приеме на работу (№ и дата), который соответствует полностью Трудовому договору. В нем указывается Дата приема на работу, присваивается табельный номер, место работы (подразделение), профессия, квалификация, тарифная ставка (или оклад), испытательный срок, номер и дата Трудового договора.

Подписывает Приказ руководитель организации, и с Приказом знакомится под роспись принимаемый работник.

Заполнение трудовой книжки

Если работник впервые приступает к работе, на него заводится новая трудовая книжка. Если работник приходит с трудовой книжкой, то в нее вносится запись о приеме на работу. Трудовые книжки хранятся в отделе кадров в течение всего времени работы на предприятии.

Скачать пример заполнения трудовой книжки в формате .docx (word)

Какие еще документы нужно вести в отделе кадров

В связи с разными причинами работнику иногда требует выдать трудовую книжку на руки. С этой целью на предприятии должна вестись Книга учета движения трудовых книжек.

Работники отдела кадров обязаны вести Личные карточки работника Т-2 на лиц, принятых на работу. В ней записываются все данные о работнике: ФИО, дата рождения, место рождения, гражданство, ИНН, табельный номер, СНИЛС, знание иностранного языка, образование, профессия.
В учреждениях, относящихся к Госслужбе на сотрудников оформляются личные дела.

Еще очень важный документ, который не все работодатели ведут, — это Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда Т-12 или Т-13. При любой проверке всегда его запрашивают. Да и самому работодателю легче контролировать рабочее время своих сотрудников.

Комментарии
Ваш комментарий
Читайте также
Беременные женщины имеют право на два основных вида выплат: пособие по беременности и родам — на основании больничного листа, также его называют декретной выплатой. пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности — ранее эта выплата была единовременной, с 1 июля 2021 года это пособие ежемесячное
Срочный трудовой договор заключается, когда из-за характера работы или условий ее выполнения трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Что это означает на практике? Это значит, что работа, на которую вы устраиваетесь, объективно будет завершена по прошествии некоторого времени.
Все ИП и организации любой формы собственности на любом налоговом режиме должны сдавать в налоговый орган расчет среднесписочной численности. Исключение: с 2014 года только ИП без работников не сдают данный расчет. Обязанность всех налогоплательщиков представлять сведения о среднесписочной численности своих работников для целей налогообложения установлена п. 3 ст. 80 НК РФ.