Обязанности работодателя по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19)

Автор
Гузалия Витвинова
Ведущий эксперт

Профилактические действия работодателя

Несмотря на введенную обязательную вакцинацию почти во всех регионах страны, коронавирус продолжает распространяться. Суточные рекорды по заболеваемости обновляются. В связи с этим актуальным встает вопрос о соблюдении работодателями рекомендаций Роспотребнадзора по мерам профилактики коронавирусной инфекции MP 3.1/2.2.0170/3-20 и MP 3.1/2.2.0172/5-20. К обязанностям работодателя отнесена реализация предупредительных мер по следующим направлениям:

  1. Предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию).
  2. Принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях).
  3. Другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников.

Кроме того на сайте Стопкоронавирус. рф, а также Минтрудом РФ организациям рекомендовано перевести в режим удаленной работы сотрудников, которые могут выполнять свои обязанности из дома. Особенное внимание уделяется разъяснительной работе среди трудового коллектива, а также использованию мер стимулирования.

Напомним, рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена. Каждая организация сама принимает решение об их целесообразности, исходя из количества сотрудников, характера деятельности и т. д. (Письмо Роспотребнадзора от 22 июля 2020 г. N 09-11169-2020-40). Вместе с тем Роспотребнадзором разработаны и зарегистрированы в Минюсте России санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». За неисполнение санитарных правил юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность.

Следует понимать, что если произойдет вспышка заболевания среди работников, организацию могут проверить на соблюдение профилактических мер. На наш взгляд, как минимум, антисептики, маски, и термометрия под силу организовать везде. Далее рассмотрим все рекомендации подробнее.

Предотвращение заноса инфекции на предприятие

Для того чтобы инфекцию не занесли в Вашу организацию, необходим ежедневный «входной фильтр». Это многим знакомая процедура перед началом рабочей смены, измерение температуры бесконтактным способом. Можно использовать ручной термометр. На крупных предприятиях закупаются стационарные инфракрасные термометры на штативах. При выявлении лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания:

  1. обязательно отстраните работника от нахождения на рабочем месте,
  2. уточните состояние здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним,
  3. выяснить о возможных контактах.

На входе на предприятие должны быть оснащены места для обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.

Доступа на предприятие лиц, не связанных с его деятельностью, должен быть закрыт. Исключение — ремонтники, мастера по обслуживанию оборудования. Работа курьерской службы и прием корреспонденции должна быть организована бесконтактным способом. Необходимо выделить специальные места и устройства приема корреспонденции.

Принятие мер по недопущению распространения инфекции в коллективе

Непосредственно в организации и на рабочих местах рекомендовано организовать следующие меры:

  1. Ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов. Разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен.
  2. Ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых. Перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей.
  3. При необходимости выделение сотрудников, отвечающих за перемещение материалов, изделий и документов между отделами.
  4. Внедрение преимущественно электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации.
  5. Прекращение проведения любых массовых мероприятий на предприятии (в организации), запрет участия работников в мероприятиях других коллективов.
  6. При централизованном питании работников организация посещения столовой коллективами цехов, участков, отделов в строго определенное время по утвержденному графику. При отсутствии столовой — запрет приема пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.
  7. Оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
  8. Обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок, а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств.
  9. Проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования, дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
  10. Обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток.
  11. Применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
  12. Регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений.
  13. Усиление контроля за применением работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов.

Другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников

  1. Проведение информирования работников о необходимости соблюдения мер профилактики: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи. Лучше работают памятки, объявления в общественных местах, столовых и т. п. Можно организовать периодическую рассылку информационных материалов. Рекомендуется использование информационных материалов с сайта Роспотребнадзора и из других официальных источников.
  2. Ограничение направления сотрудников в командировки. В настоящее время сообщение со странами с неблагоприятной эпидемической обстановкой ограничено, поэтому направление в командировку в принципе затруднительно. Также следует ограничить командировки по стране, по возможности решая все вопросы через электронные средства связи.
  3. Временное отстранение от работы или перевод на дистанционную форму работы лиц из групп риска, к которым относятся лица старше 65 лет, а также имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные.
  4. Организация в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией, при наличии на предприятии медицинского персонала).
  5. Недопущение персонала без актуальных результатов медицинских осмотров. Это например, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, водители и т. п..

Перевод на удаленную работу

Для того, чтобы перевести сотрудников на работу на дому, работодатель должен:

  1. Определить списки работников, переводимых на удаленную работу на дому, и порядок организации работы. Порядок организации работы подразумевает под собой график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому.
  2. Издать приказ о временном переводе сотрудников на удаленную работу на дому и ознакомить с ним работников. Перевод на удаленную работу должен проходить с учетом производственных возможностей, т. е. важно убедиться, что у вашего сотрудника есть ресурсы для выполнения этой работы или вы можете ему предоставить необходимую технику/материалы.

Перевод на дистанционную работу это право работодателя, а не обязанность. Однако лучше организовать работу на дому для тех сотрудников, чей функционал позволяет выполнять производственные задания из дома. При переводе на удаленную работу уровень оплаты труда не меняется. Как организовать перевод на удаленную работу разберем в следующей статье.

Информирование о мерах профилактики коронавирусной инфекции COVID-19

Информирование сотрудников рекомендуется организовать по следующим направлениям:
В первую очередь, это информирование коллектива о необходимости вакцинации и ревакцинации. Примером работы в этом направлении могут служить российские госкомпании, в которых уровень вакцинации гораздо выше чем в среднем в РФ, а работа по противодействию пандемии и разъяснению необходимости прививок поставлена более чем эффективно. Так, в «Газпроме», — вакцинировано 89,1% персонала. В «Роснефти» еще в августе 2021 года достигли коллективного иммунитета, привив 263 тысячи сотрудников: порядка 75%, на предприятии «Лукойла» в городе Кстово Нижегородской области вакцинированы 87% работников. Аналогичная ситуация на большинстве предприятий «ЕвроХима». Заболеваемость там в 7 раз ниже, чем в среднем по России, уровень вакцинированности в среднем по компании 75%.

Во-вторых, важно донести до сотрудника информацию о действиях при выявлении признаков инфекции — акцент на необходимости вызова врача на дом, запрет на посещение работы при выявлении признаков ОРВИ если признаки выявлены дома. Если признаки выявлены на рабочем месте — акцент на необходимости обращения к руководству, а также на запрете передвижения по территории организации.

В третьих, информирование о нежелательности планирования проведения отпусков в странах и регионах Российской Федерации, неблагополучных по коронавирусной инфекции.

В-четвертых, особое внимание уделяется информирование об официальных информационных ресурсах и об ответственности за распространение ложной информации.

Рекомендации для разных отраслей в условиях сохранения рисков распространения COVID-19

Мы рассмотрели общие рекомендации Роспотребнадзора для предприятий и организаций. Все меры лучше оформить распорядительными документами организации. При получении информации о нарушении установленных ограничений, рекомендовано рассматривать вопрос о привлечении сотрудников к дисциплинарной ответственности, с соблюдением норм трудового права.

В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором также разработан ряд методических рекомендаций для организаций различных сфер деятельности. Например отдельные рекомендации действуют для предприятий торговли, общественного питания, салонов красоты, бань, химчисток, ателье, кинотеатров, музеев, библиотек и так далее. Более подробно с ними можно ознакомиться на официальном сайте в разделе Рекомендации для бизнеса

Комментарии
Ваш комментарий
Читайте также
Во многих регионах введена обязательная вакцинация некоторых категорий сотрудников. Ответственность возложена на работодателей, им необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.
Меры поддержки бизнеса из-за снижения деловой и потребительской активности на фоне распространения коронавирусной инфекции
По данным Фонда "Институт экономики города сейчас предоставления жилья ждут более 4 млн семей, средний срок ожидания — более 20 лет. Поэтому, с большей вероятностью вы получите жилье, если будете работать там, где это жилье предоставляют по закону. Конечно, просто так жилье не дадут, нужно будет выполнить ряд условий, но и ждать придется меньше.